Танцевальный портал
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Как накачать мышцы 2 декабря в Покровском православном центре при Покровском храме д. Десна состоялся юбилейный концерт фольклорного семейного клуба "Братчина". Приводим статью участников фольклорного коллектива Натальи Красиковой и Светланы Зайцевой. 
Сегодня модно говорить об утрате русских культурных кодов и проблеме разобщенности людей.  Наш народ, погребенный под бременем китайского и турецкого ширпотреба на японских машинах едет в выходные посмотреть американский фильм. Культурологи же и политики, также живущие внутри этого китайско-турецко-американо-японского порочного круга ищут и не находят новую объединяющую суперидею, которая по-настоящему сплотила бы граждан нашего государства. Если культурологи и политики продвинутые ребята, то суперидею они ищут, разумеется, в интернете. Спохватываются: неужели это мы, русские, разжившись деньгами, стараемся сменить место жительства (о, вожделенный Лондон!), неужели это мы, русские самые безобразно ведущие себя туристы и неужели это мы так чудовищно водим машины? Неужели только красивые женщины и нефть?

2012-12-02-01-01 2012-12-02-01-02

Как бы продуктивно потекли эти поиски, если бы должное внимание было бы уделено таким самоотверженным хранителям очага народной культуры, как Ирина Алексеевна Набатова. В этой связи созданный ею семейный фольклорный клуб «Братчина» должен быть рассмотрен не как коллектив с меняющимся составом, а как проект, способствующий мировоззренческому и национальному самоопределению. Проект возник на стыке двух московских ВУЗов: МГПИ им Ленина (кафедра русского устного народного творчества) и Гнесинского института. Педагоги этих двух учебных заведений выбрали студентку, которая могла бы  выезжать в научные экспедиции по стране, изучая фольклор и концентрируя свое внимание именно на музыкальном материале.

И вот уже тридцать лет И.А. Набатова собирает этнографический музыкальный материал и обучает желающих русскому многоголосному пению.

В те годы настоящим открытием для членов тех  диалектологических и фольклорных экспедиций были народные духовные стихи-псальмы. В условиях брежневской идеологической стерильности и духовного вакуума именно фольклор стал тем бесценным кладезем информации, благодаря которому участники экспедиций задумались о проблемах веры в Бога столь глубоко, что один из них впоследствии принял монашеский постриг.

Также на этом материале были воспитаны блестящие исполнители, выступающие сейчас в составе ансамбля «Сирин».

В клубе «Братчина» мы открываем для себя уникальные русские песни.  При кажущейся незатейливости и простоте они прошли многовековой путь, новые и новые поколения исполняли их, шлифуя их форму, как морские волны шлифуют камни. Лаконизм их поэтических образов и музыки - это наивысшая из возможных степень отточенности формы и содержания произведения.  Всякий, исполняющий эти песни чувствует связь со всеми, кто хранил их как традицию. Так познается сущность души народа, наших предков-соотечественников. Краски не меркнут: забавное веселит, а драматичное трогает до слез.

А сколько песенных традиций в России! Особая, своя в каждом районе,  ведь песни сопровождали русского человека на всех этапах жизненного пути от колыбели и до смерти. То есть  мы изучаем не только песню как таковую, но также выясняем, как и в честь чего, по какому случаю она исполнялась. В привязанности к простой человеческой жизни секрет ошеломляющей новобранцев нашего клуба интерактивности фольклора. По-хорошему, фольклор-это концерт без зрителей: на наших праздниках все могут встать в хоровод, принять участие в играх и танцах. Мощнейший творческий посыл наших пращуров, умевших веселиться без караоке побуждает всех, кто соприкасается с этнографией к творчеству .

В этой связи с особой гордостью отметим, что из «Братчины» вышла Татьяна Валькова, специалист по народному костюму, чьи работы многократно премированы на международных конкурсах. 

Десять лет назад «Братчина» обрела новую жизнь при храме Покрова на Десне, где  И.А Набатова поет на клиросе. Настоятель этого храма протоиерей Сергий Синицын пригласил нас, прихожан этого храма, начать собираться вместе и перенимать опыт изучения традиционной русской культуры и пения. Православные мамаши пришли с детьми. Желающих было очень много. Наши знания и умения возрастали вместе с нашими детишками. «Братчина» вырастила поколение подростков, отличающих заклички от потешек и шушпан от шушуна.   И сейчас в клубе есть прихожане из  нашего храма, но есть люди, которые многие годы приезжают на репетиции из Москвы. Занимаемся мы в деревянном резном тереме - здании православного культурного центра, рядом храм, речка Десна, лесок – милые сердцу подмосковные дачные места. Заниматься здесь легко и приятно. Нам повезло с руководителем, Ирина щедро одарила нас встречами с народными исполнителями в экспедициях, радостью сопричастности, чувством единения друг с другом в пении и танце, богатым миром народного костюма. По прошествии лет понимаешь, что это бесценный опыт. В «Братчине» многие из нас нашли близких людей и друзей, многие привели своих друзей. «Братчина» все время изменяется. Были и сложные времена. В одной экспедиции нас было всего трое, и одна из участниц сказала: оставшиеся не бросят это дело никогда. Вскоре пришло много новых людей, «Братчина» обрела новое дыхание.

Десять лет узнавания народной культуры, стремление соотнести свое «я» с ее законами. Мы все больше узнаем о мире и себе. В наших концертах рассказываем об этом людям. Подросли и малыши, они поют вместе с нами, приходят новые ребята.

Бесценный фольклорный материал стал  настоящим украшением приходских праздников. На Рождество «Братчина» показывает вертеп, на Троицу традиционное русское кумление. Есть песни для святок и масленицы.  Так восстанавливается естественная логическая связь между общинным русским бытом и церковным календарным кругом. Русские люди анализировали, осмысляли и творчески перерабатывали на абсолютно свой лад приходившую к ним информацию, будь то библейское предание о ноевом ковчеге или стихотворение С.А. Есенина.  В своей нобелевской лекции Иосиф Бродский назвал поэзию домом метафизики. Это меткое замечание характеризует и поэзию народных песен, где за каждым образом прячется вечность. Вспоминается и поговорка времен римской демократии: глас народа - глас Божий. Через песни, пословицы и сказки, которые сложил наш народ, с нами беседует Бог. Желающие слышать Его величественный голос – присоединяйтесь, «Братчина» вас ждет.

       Авторы статьи, члены фольклорного клуба «Братчина» Красикова Наталья и матушка Светлана Зайцева. 



Школа акробатики